когда два Володи начали играть
на школьных вечерах англоязычный
репертуар, состоявший преимущественно
из песен: «Creedence
Clearwater
Revival»,
«T.Rex» и «Rolling
Stones».
Потом их группа распалась – ребята
служили в армии, воспитывали детей,
работали: Бегунов охранял общественный
порядок, а Шахрин строил знаменитый
свердловский МЖК. В 1984г. количество
написанных «для себя» песен Шахрина
перешло в новое качество и появилось
желание реализовать их на сцене.
В первый состав, помимо
Шахрина и Бегунова, вошли барабанщик
Олег Решетников и трубач Вадим Кукушкин.
Весной 1985г. ребята записали двойной
альбом «Жизнь в розовом дыму» (две песни
были Бегунова, остальные - Шахрина). На
следующий год в группу (Кукушкин к тому
времени уже отправился в армию) пришел
семейный дуэт – вокалистка Алина
Нифантьева и басист Антон Нифантьев. В
таком составе «Чайф» выступил на 1-м
фестивале Свердловского рок-клуба,
сразу же обратив на себя внимание
сильными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой
ориентацией в музыке.
Второй альбом – «В
субботу вечером в Свердловске» - был
своеобразным джемом, «на раз» собранным
и записанным при участии едва ли не всех
ведущих свердловских рок-музыкантов.
В начале 1987г.,
укомплектовав состав экс-барабанщиком «Урфина
Джуса» Владимиром Назимовым (Решетников,
равно как и Нифантьева, к тому времени
груупу уже покинули), группа вместе с «Наутилосом-Помпилиусом
» и «Группой Егора Белкина» (экс-гитариста
«Урфина Джуса») включилась в концертную
бригаду Свердловского рок-клуба,
исколесив всю страну и существенно
расширив свою аудиторию. К сентябрю 1988г.
в группу были рекрутированы гитарист
Павел Устюгов и ударник Игорь Злобин,
что заметно утяжелило звучание «Чайфа».
Это, впрочем, не входило в планы Шахрина
со товарищи, и в итоге летом 1989г. Устюгов
и Злобин уходят, чтобы реализовывать
собственный материал. А за барабанами (вплоть
до нынешнего момента) воцаряется
Валерий Северин. Осенью 1990г. группа
записывает музыку к так и не вышедшему
фильму «Четвертый стул». Однако диск с
песнями вскоре издается на фирме «Фили»,
с которой группа заключает долгосрочный
контракт. В 1991-1992гг. «Чайф» много
гастролирует, выступает на рок-фестивалях
в Павлодаре и Свердловске (теперь
переименованном в Екатеринбург).
Динамичное рок-н-ролльное шоу, которое
показывает группа, песни с
запоминающимися молодежными текстами и
распевными припевами, которые так
удобно петь хором (например, «Поплачь о
нем» или «Не спиши» («Не спиши ты нас
хоронить…»), приносят ей успех и
культовую популярность по всей России.
Ее подкрепляет и выход в 1993г. очередного
очень удачного альбома «Дети гор», во
время презентационного тура которого
для сцены музыканты даже сменили свои
привычные джинсы на горские костюмы. В
1995г. следует новая серия хитов – «Тайный
знак» и «17 лет» («Пусть все будет так, как
ты захочешь»). И группа наконец решает
записать концертный альбом, который
отлично продается и быстро становится
раритетом. В 1996г. «Чайф» переписывает
заново свои песни периода начала
карьеры, (первая попытка была в 1993г. «Оранжевое
настроение»), очередной альбом «Оранжевое
настроение-2», который становится
последним участием в группе Нифантьева.
В марте Антон уходит помогать своей жене,
вокалистке Алине Нифантьевой, поднимать
группу «Инсаров»,
а на его место приглашается Вячеслав
Двинин из «Насти».
А уже в ноябре следует
релиз нового альбома – «Реальный мир». В
1997г. группа снова много гастролирует,
летом едит в Англию, где записывает
несколько песен на студии ВВС (они пока
не изданы) и дает тонцерт аудитории в 700
человек в зале «Астория-2». По
возвращении в Россию начинается
подготовка новой программы. На фирме «Альба
Рекордз» выходят оригинальные ранние
альбомы «Чайфа». Премьера же новой
программы проходит уже в апреле 1998г. – в
ней звучат лучшие хиты прошлых лет.
Месяцем раньше появляется и
компиляционный альбом – «Избранное», в
который попадают двенадцать композиций,
среди которых и одна совершенно новая –
«Не проспать бы» («Кончается век»).
Группа готовит очередной альбом «Оранжевое
настроение» на этот раз уже с номером «3».
«Чайф» много ездит по стране и
практически не выступает в ночных
клубах (редкое исключение – концерт в
столичном «Манхэттен-Экспресс» 27 марта
1998г.). 13 марта 1999г. группа придумывает
уникальную для российского рока (да и
вообще для всей популярной музыки!)
форму концерта. Их шоу в столичном ДК им.
Горбунова получает название «Чайф» по
заявкам» - зрителям, купившим билеты на
концерт, выдавались флаерсы, где нужно
было вписать названия пяти песен,
которые больше всего хотелось услышать.
Хиты, победившие в таком «народном
опросе», и исполнила группа в концерте «Чайф»
по заявкам». Особенно часто просили
исполнить: «Поплачь о нем», «17 лет», «Ой-ё»
и «Оранжевое настроение». Весной «Чайф»
заканчивает запись очередного альбома.
Впервые ребята увлекаются музыкой
реггей. И хотя стопроцентно реггийных
хитов на «Шекогали» только два, богатая
ритмика этого стиля насыщает многие
композиции альбома. В итоге диск
представляет как песни классического –
«рок-н-ролльного» «Чайфа», в том числе
появлявшиеся ранее на альбоме группы «Избранное»
и сборных дисках «Не проспать бы» и «Я
рисую», так и рок-н-ролльно-реггийного –
«Аргентина-Ямайка 5:0», «Родная не плачь».
В очередной раз Шахрину удаются «народные»
хиты – те, которые хочется петь хором в
компании, для души. На «Шекогали» такой
песней становится «В ее глазах».
В феврале 2000г. группа
выпускает альбом, в котором собирает
собственные кавер-версии своих любимых
песен «Аквариум», «Наутилуса-Помпилиуса»,
«Кино» и других друзей-музыкантов.
А.С.Алексеев,
А.П.Бурлака 2001г.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
РОССИЙСКОЙ ПОП- и РОК- МУЗЫКЕ
(глава
из книги)